New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



02.10.2003 - Владимир Горовиц

Авторитетнейшие музыкальные энциклопедии расходятся между собой, когда указывают дату рождения Владимира Горовица. Словарь Гроува называет 1 октября 1904 года (некоторые справочники уточняют, что это дата по новому стилю, по старому Горовиц родился 18 сентября). Оксфордский словарь Майкла Кеннеди тоже пишет про 1 октября, но... 1903 года. И если он прав, то как раз на днях исполнилось 100 лет со дня рождения этого выдающегося пианиста.

Vladimir HorowitzА он прав! И дело вовсе не в том, что в книге "Вечера с Горовицем" Дэвида Дюбала, изданной недавно и на русском языке, так утверждается со слов самого музыканта. Горовиц не раз путал своих биографов. Да и они напутали немало, утверждая порой, например, что Горовиц родился вовсе не в Киеве, а в Бердичеве. Но недавно в Киеве опубликована книга Юрия Зильбермана и Юлии Смелянской "Киевская симфония Владимира Горовица", в которой приведен документ, найденный киевским исследователем Михаилом Кальницким, свидетельствующий, что легендарный пианист родился в именно в Киеве 18 сентября (1 октября) 1903 года от отца Самуила Иоахимовича Горовица, окончившего физико-математический факультет Университета Св. Владимира, и матери Софии Яковлевны Бодик, студентки Киевского музыкального училища. Сведения об этом я нашел в рецензии Ирины Губаренко на книгу Ю. Зильбермана и Ю. Смелянской, опубликованной в сетевом международном общественно-политическом еженедельнике "Зеркало недели" от 11-17 января 2003 года. И решил воспользоваться круглой датой как поводом, чтобы посмотреть другие материалы в Интернете, посвященные нашему сегодняшнему герою. Но прежде чем покинуть страницу "Зеркала", отмечу, что в ней упомянут также и другой факт: дед Владимира, Иоахим Горовиц, с 1874 года был одним из директоров киевского отделения Русского музыкального общества, основанного, как известно, другим великим пианистом, Антоном Рубинштейном.

Vladimir HorowitzДля начала, поскольку по происхождению Горовиц все-таки русский еврей (предупреждая возмущенные возгласы самостийников, напомню, что в 1903 году Киев не только был "матерью городов русских", каковой остался и по сию пору, но и входил в состав Российской империи), заглянем на русскоязычные сайты, рассказывающие о пианисте. Адресов поисковая машина выдает довольно много, но действительно значимых Интернет-сайтов не такое уж и море разливанное.

Прежде всего, заглянем в довольно солидную по составу авторов сетевую энциклопедию "Кругосвет". На странице "Горовиц, Владимир Самойлович" приведена весьма краткая биография, в которой, кстати, годом рождения музыканта по-прежнему назван 1904-й. Вызывает также сомнение формулировка: "Крайне устав от напряженной концертной деятельности, он вынужден был прекратить выступления в 1953 году". Вполне принципиальный шаг выдается чуть ли не за малодушную уступку усталости. Более того, о первом перерыве в концертной деятельности Горовица, как и о третьем и остальных, не сказано ни слова. К этому вопросу мы еще вернемся, а пока добавлю лишь, что "Кругосвет" называет только одного педагога, у которого занимался Горовиц в Киеве, - Феликса Блуменфельда, игнорируя при этом не менее значительного музыканта, Владимира Пухальского, у которого Владимир-младший также занимался.

Vladimir HorowitzВесьма яркий материал, подготовленный Михаилом Гененским, опубликован на одной из страниц сайта JEWISH.RU. Название броское, хотя, на мой взгляд, не без излишней журналистской лихости: "Владимир Горовиц: беспринципный гений рояля". В тексте тоже многовато таких залихватских преувеличений, например, фраза, с которой все начинается: "Владимир Самойлович Горовиц (1903-1989) - обыкновенный гениальный ребенок из Киева, который так и не вырос во взрослого пианиста, потому и стал фигурой". Но в целом эта самая фигура обрисована тут верно и не без определенного художественного шарма. Вот как рассказано о том перерыве, о котором почему-то умалчивает "Кругосвет": "Да и самый образ супервиртуоза начинает тяготить пианиста: помимо феерической техники, он хочет заставить критику и слушателей обращать внимание на содержание его музыки, на тот ее компонент, который он называл "сердцем". В 1936 году Горовиц внезапно перестает гастролировать и переживает страшный физический и духовный кризис. Возможно, только вмешательство властного и жесткого тестя, Тосканини, сохранило ему жизнь". А вот рассказ о втором перерыве и втором возвращении Горовица на большую эстраду: "В начале 1950-х Горовиц просто ушел со сцены на 12 лет, без объяснений и шума. И это при том, что спрос на его легчайшую виртуозность и "шоу-обработки" в американском стиле был несказанно велик. С 1953 по 1965 год он не светился, вообще не появляясь на публике, все были уверены, что он уже не дышащая легенда и вообще не вернется, а он вернулся - с программой из легких сонаток Муцио Клементи, которые дают играть детям для школьной беглости. Известие о его возвращении всколыхнуло весь музыкальный мир, в Нью-Йорке за билетами с ночи выстроилась такая очередь, что ее показывали на ТВ в выпусках новостей. И жена Горовица, ужаснувшаяся лишениям, которым люди подвергли себя ради счастья послушать ее мужа, всю ночь раздавала в этой очереди кофе и пирожки". Красиво, но стоит уточнить, что все эти годы Горовиц хоть и не светился на публике, но активно записывался на студии, оборудованной у него дома, и искал, искал, искал - иной звук, иные интерпретации... Не очень похоже на усталого отшельника! Результат? Он описан тут же: "Перед слушателями предстал тот же Горовиц - и в то же время... другой. Тот же блеск техники - но гораздо более узкий репертуар, та же сверхъестественная свобода музицирования - но другой, более осторожный подход к материалу, тот же "сверкающий" звук - но теперь при большей экономии выразительных средств. Кажется, что пианист говорит: "Слушайте музыку, а не меня!"

Vladimir HorowitzА что за третий перерыв? Он последовал в 1975 году. Вот тут действительно казалось, что пианист теперь ушел с эстрады навсегда. И то сказать: 72 года, можно и на покой. Однако Горовиц снова вернулся, и снова триумфально. Его первый европейский концерт, в Лондоне, в 1981 году, записан на пленку и неоднократно демонстрировался как на израильском телевидении, так и на доступном нам французском музыкальном телеканале MEZZO. Продается и видеопленка с его записью. И это стоит послушать. Впрочем, об этом, "новом" Горовице москвичи, которым довелось послушать живую легенду в 1986 году, имеют вполне отчетливое представление (Горовиц приезжал в Москву, как и в другие места, где он тогда гастролировал, со своим собственным роялем). Впрочем, я бы не стал называть то, что Горовиц играл тогда в Москве, "пустяковыми миниатюрами", как это сделано на JEWISH.RU.

Весьма и весьма любопытна, хотя и несколько пестра и "не причесана" (пожалуй, в этой непричесанности есть своя прелесть) страничка москвича Дмитрия Михайлова, посвященная Владимиру Горовицу. Здесь, в частности, цитируются переведенные автором на русский язык воспоминания Томаса Фроста, человека, который сделал целую серию звукозаписей с Горовицем. Вот, скажем, любопытное признание пианиста, приоткрывающее "закулисье" его знаменитых транскрипций, в которых он порой весьма решительно вмешивался в авторский текст (я тоже позволил себе отредактировать перевод Михайлова, но далеко не столь кардинально):

"Знаете, Лист был уже довольно стар, когда писал 19-ю "Венгерскую рапсодию". Она содержит изумительные задумки, но они лишь только намечены, часто не получая развития. Именно поэтому я подумал, что должен сделать свою транскрипцию. Конечно, я старался заполнить пробелы его собственного стиля - я отдаю себе отчет, что он сильно отличается от того, к чему я привык... Я удвоил некоторые ноты и продлил музыкальные фразы, но это еще далеко не все. В одном месте я изменил композицию, потому что Лист фактически повторял одно и то же дважды - это выглядело слишком безыскусно. Я немного изменил и концовку, сделал ее более живой, даже блестящей. Не ради блеска как такового, конечно, ради самой музыки. Она стала более бравурной, в таком настроении и должно завершаться подобное произведение. И по-прежнему - довольно "Венгерской".

Страница Дмитрия ценна еще и тем, что он иллюстрирует свой рассказ звуковыми файлами, причем дает фрагменты записей не только Горовица, но и, для сравнения, других пианистов: Питера Донохоу, Владимира Ашкенази. Есть тут и художественные иллюстрации.

Покидая эту страницу, приведу еще одно характерное высказывание Горовица:

"Знаете, я категорически против сравнений как в искусстве в целом, так и в музыке в частности... Что лучше - Третья или Девятая симфония Бетховена? Они как будто написаны разными композиторами. И обе - великие! Нечего тут сравнивать. Победителей нет. Мне никогда не нравились музыкальные конкурсы... У каждого отрывка может быть много совершенно равнозначных интерпретаций. Беда сегодняшнего дня - похожесть всех исполнителей, даже одинаковость. Когда я первый раз приехал в США, множество совершенно разных людей собирали тут полные залы - Падеревский, Гофман, Шнабель, Рахманинов, Розенталь... Все они могли сказать что-то свое, и люди хотели слушать всех".

The Vladimir Horowitz WebsiteАнглоязычные сайты, посвященные этому пианисту, отличаются от своих русскоязычных собратьев большей обстоятельностью и документальностью, хотя и они не лишены ошибок. Вот, скажем, The Vladimir Horowitz Website. Здесь и "Биография", и "Алфавитный список всех записей", а также их же хронологическое перечисление, "Дискография и видеография", "Концертография" (например, репертуар московского концерта 1986 года с "миниатюрками" в виде сонат Скарлатти и Моцарта), на отдельной странице приведен весь концертный репертуар Горовица. Есть страничка, посвященная Горовицу - композитору и обработчику (транскриптору) чужих сочинений. Есть "Статьи и документы" (где, впрочем, документов, вопреки заголовку, пока нет, а статей - две). Есть анкетные данные (Horowitz Trivia), в которых год рождения указан правильно, а в качестве места рождения назван все тот же пресловутый Бердичев. Описаны домашние животные музыканта (два пуделя), названы его внешние приметы, привычки и любимые занятия. Есть и чисто медицинские сведения. Обстоятельность эта просто поражает, хотя я и не всегда понимаю, зачем она нужна... Так и ждешь, что сейчас появится пункт: "Чем занимался до 1925 года?" (того самого, в котором Горовиц уехал из СССР на гастроли за границу, чтобы вернуться, причем тоже на гастроли, только в 1986 году, 60 с лишним лет спустя). Есть тут и много цифр, даже специальная страница "Статистика - Горовиц в цифрах". Немало и иллюстраций.

Sony MusicНеплохой набор фотографий находим мы и на сайте HorowitzPort. А вот небольшая биография не содержит ничего особенного.

Столь же небольшая биография (с ошибочным 1904-м годом!) приведена на сайте звукозаписывающей фирмы Sony Music.

И последняя на сегодня страница (ее вы уж осмотрите сами, вооруженные теми сведениями, которые у нас уже имеются) называется My Horowitz Page. Кто этот самый Gregory Lile, который создал собственную страничку на данную тему, мне установить не удалось. Но у него вы тоже найдете немало ценных сведений. Не всегда точных? Не без того. Но Горовиц у него все-таки родился в 1903 году!

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak