New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



25.03.2004 - Вынужденная остановка, или Кое-что об авторских правах

Придется ненадолго прервать наши беззаботные прогулки, ибо письмо от читателя, пришедшее на сей раз, требует обстоятельного ответа. Вот оно, цитирую полностью и без правок.

"Уважаемый господин Лихт!
В «прогулке в Интернете» от 11 марта вами была представлена ссылка на архив бесплатной классической музыки, созданный белорусским музыкантом Аркадием Чубриком. С явной симпатией вы рассказали о содержании архива, а также о причинах его создания. Подобное отношение было бы полностью оправдано и уместно, если бы все записи были сделаны самим Аркадием (вместо Маурицио Поллини) или же он обладал соответствующими авторскими правами. К сожалению, как вы сами указали, «некоторое нарушение авторских прав» все-таки происходит.
Вы - журналист солидной газеты, а не анонимный участник многочисленных форумов в Интернете. На любом компакт-диске вы можете прочитать, что несанкционированное копирование и трансляция записей категорически запрещена. Следовательно, уже сам архив является противозаконным, а не только копирование его содержимого.
Вы можете возразить, что вред, наносимый исполнителям и продюсерам, совсем незначительный, и этической стороной дела можно пренебречь. Однако любое явление, даже самое эпизодическое, со временем может перерасти в массовую направленность. И тогда записи классической музыки перестанут покупать вовсе, что, безусловно, подтолкнет производителей аудиопродукции к ответным мерам. Например, к прекращению выпуска новых записей.
Достойная альтернатива подобному архиву - музыкальный радиоканал «Голос музыки», транслирующий множество замечательных записей почти 24 часа в сутки, телеканалы «Mezzo» и «ARTE». Так что для не очень состоятельных любителей классики есть возможность не нарушать закон. Ну а сторонники пиратских версий смогут найти подобные архивы и без вашей помощи.
Всего доброго, Евгений Якерсберг".

Спасибо господину Якерсбергу, что он поднял эту нелегкую тему в связи с моей статьей "Классические грамзаписи". Нелегкую, потому что все не так просто и ясно, как может показаться с первого взгляда.

В идеале все должно быть именно так: фирма грамзаписи выпускает диск большим тиражом, любители музыки скупают этот тираж, а вырученные средства идут на оплату себестоимости производства диска, на выплату авторских отчислений композиторам и гонораров исполнителям. И точка! А всяческое несанкционированное копирование этих записей есть пиратство, то есть преступление. Однако жизнь, к сожалению, а может, порой и к счастью, редко бывает черно-белой, строго биполярной. В ней, как известно, существуют и другие цвета и оттенки. Что это означает в применении к нашему случаю? Давайте разберемся.

Для начала рассмотрим альтернативу, которую предлагает господин Якерсберг: слушать радиоканал "Голос музыки" (мы в Израиле его обычно именуем на иврите - "Коль ха-музыка"), телеканалы MEZZO и АРТЕ, и тогда все будет в порядке. Ой ли? Если изучить подробнее программы того же канала "Коль ха-музыка", то выясняешь, что львиную часть его вещания составляет трансляция... все тех же грамзаписей. Вот, на предстоящей неделе мы услышим "Весеннюю симфонию" Шумана в разных интерпретациях. Кто выступает здесь в качестве исполнителей, редакторы радиоканала? Нет. Более того, не они и записали интерпретации Мэрринера, Мути и других дирижеров. И если музыканты тут, по крайней мере, названы, то ссылок на фирмы, выпустившие эти диски (а речь, скорее всего, идет именно о дисках, имеющихся в распоряжении редакции радиоканала), отсутствуют. Вы уверены, что здесь нет никакого нарушения исполнительских и издательских прав и что, слушая все это, мы не поощряем чего-то противозаконного?

Предположим, что в данном конкретном случае редакция получила право на трансляцию в эфир записей с дисков, чего почти всегда требует то же упомянутое читателем примечание к копирайту, которое запрещает несанкционированное копирование. Но я по долгу своей прежней службы осведомлен о многолетних тяжбах, которые ведут с радио- и телеканалами издательства, безуспешно пытаясь выбить положенные авторские отчисления. А не выплачивают эти отчисления в срок не потому, что руководители теле- и радиоканалов такие уж преступники, а потому что выделяемых им средств (или средств получаемых за рекламу, как на том же MEZZO) едва хватает на содержание самого канала. Ведь люди, которые делают для нас это благое дело, тоже есть хотят... Получается, что "не очень состоятельные любители классики" (мягко сказано, дорогой читатель!) и тут не могут быть уверены, что не участвуют, пусть и абсолютно пассивно, в чем-то противозаконном.

Но, предположим, вы откуда-то твердо знаете, что выпущенная в эфир запись попала туда абсолютно легитимно. Однако ее транслируют в то время, когда вы ее по каким-то причинам послушать не можете. Что делать? Ждать, когда она снова появится в программе в более приемлемое для вас время? А где гарантии, что это случится? Между тем, у вас дома стоит магнитофон (или его видеоразновидность), который тоже выпустила некая фирма. Для чего вы, придя в магазин, выложили и производителю, и посреднику-продавцу с трудом накопленные кровные за эту не дешевую игрушку? Чтобы она у вас стояла в качестве украшения квартиры? Нет, все знают, что вы ее будете использовать по назначению, причем не только для записи лепета любимого ребенка или щебетанья птички, не требующей гонорара и авторских отчислений для своего пропитания. И вот вы включаете таймер, и магнитофон записывает для вас ту же "Весеннюю симфонию". А когда наступает удобное для вас время, вы слушаете эту запись. Стоп! По какому праву? Ведь копирование запрещено! Или компакт-диск, который транслируется в эфир, уже ничейный? Ничего подобного, на нем, хранящемся в архиве теле- или радиоредакции, я вас уверяю, написано то же самое, что и на любом компакт-диске, лежащем у вас дома.

Закон об авторских правах, которые обычно называют английским словом "копирайт", защищая интересы производителей продукции, практически абсолютно не учитывает интересов потребителей. Так что же, если закон плох, так надо его нарушать? К этому вопросу применительно к нам самим мы еще вернемся в самом конце, а пока посмотрим, как действуют на тех же музыкальных каналах. Пытаясь не нарушать авторские права, но не имея для того нужных средств, там крутят одни и те же записи, права на которые были приобретены когда-то или даже те, права на которые по тем или иным причинам давно никто не предъявляет. Вам нужны примеры? Посмотрите мое обозрение предстоящих музыкальных теле- и радиопередач, опубликованное, как всегда, в приложении "Нон-стоп" (для невнимательных, а такие встречаются, скажу, что читатели "Вестей" приобрели его вместе с сегодняшней газетой). Перестанут ли фирмы грамзаписи выпускать новую продукцию еще неизвестно, пока, во всяком случае, я чаще вижу обратные примеры. А вот музыкальное вещание в результате стремления строго соблюдать "копирайт" явно обедняется, это факт.

Но вернемся к себе домой. Предположим, я пошел в магазин и купил новый компакт-диск. Вложил его в свой проигрыватель, послушал, а тут как раз ко мне в гости забрел приятель, тоже завзятый меломан. "Ой, какая замечательная запись! - воскликнул он. - Дай послушать!" Что я ему должен сказать? Не дам, слушай у меня дома? Но ведь публичное исполнение диска преследуется по закону! Дать? А вдруг он его скопирует? Кстати, часто прямо так и просят, не "дай послушать", а "дай скопировать", ведь устройства для записи компакт-дисков в нынешних компьютерах не редкость, да и стоят они, как и сами компьютеры, относительно недорого. Кстати, вы не задумывались, для чего они сделаны, эти самые устройства? Только для того, чтобы мы переносили на компакт-диски свои архивы, да копировали на них исключительно бесплатные программы? Да, если строго следовать букве закона. Но кто ей следует? И не потому, что все поголовно - потенциальные преступники, а потому, что закон о "копирайте" еще и явно устарел, не учитывает современные технические реалии.

И мы с легким сердцем даем приятелю скопировать диск. И берем для тех же целей диски у него. Но не то ли же самое сделал и Аркадий Чубрик? Только он посчитал своими приятелями не только тех, кто приходит к нему домой, а и тех, кто заходит на его сайт. Заметьте, он не просто скопировал записи, что тоже требует по крайней мере затрат собственного времени. Он еще и конвертировал эти записи в формат, при котором файл занимает раз в 10 меньше дискового пространства, да при этом приложил усилия, чтобы смягчить неизбежные при этом технические погрешности. Да еще и постарался ликвидировать погрешности, связанные воспроизведением записей с виниловых пластинок. То есть вложил в свой архив труд, и не малый. Но не потребовал его оплаты, ибо посчитал, что именно это главным образом и незаконно. Да к тому же с друзей денег не просят...

Действительно, у себя дома мы вольны делать с принадлежащими нам дисками все, что заблагорассудится. Можем давать послушать другим. А можем держать их за стеклом, демонстрируя гостям только визуально. Помните, как в иных домах в СССР полки уставлялись красивыми книгами, которые никто не читал? А у того, кто читал, не было блата в книжном магазине. За ксерокопирование же тогда можно было запросто загреметь, причем отнюдь не из-за нарушения авторских прав. То-то была радость издателям, даром что в СССР о международной конвенции об авторском праве очень долго и слышать не хотели! Ну и что, вы помните, как наши издательства пользовались этим режимом наибольшего благоприятствования? Наши магазины были завалены книгами, но какими...

Ну а в условиях свободного рынка мы имеем все, что душа пожелает? Нет, то, что выгодно издателям. Или то, что не требует от них вложения особого труда или фантазии. Поэтому диски того же Поллини вы, может, и купите, а попробуйте, скажем, отыскать в израильских магазинах записи Софроницкого. Между тем, один из моих читателей, как выяснилось, привез с собой чуть ли не полное собрание записей сочинений Скрябина, большей частью в исполнении упомянутого Владимира Софроницкого. И ныне успешно перевел эти записи в компьютер, в формат MP3. Прочтя статью об архиве Чубрика, он выразил готовность с его помощью поделиться с народом своими сокровищами. Что ему прикажете сказать? Держи их при себе, а то нарушишь авторские права? А мы будем дожидаться, пока кто-нибудь решится рискнуть своими деньгами, выкупить архивные записи в России и переиздать их на компакт-дисках? Одна новоиспеченная российская фирма было начала это делать, да быстро скисла. Других желающих пока не видно...

Так что же, пренебречь авторскими правами вообще? Призывать к этому я, журналист солидной газеты, не могу. И не буду. Думаю, любители подлинников, предпочитающие иметь настоящие, а не самопальные диски, да еще и с содержательными и красочными буклетами к ним, никогда не переведутся. И их по всему миру наберется столько, что хозяева и работники фирм грамзаписи, а также артисты и композиторы внакладе не останутся. Тем же, кто полагает, что технический прогресс для того и существует, чтобы пользоваться его плодами, стоит помнить, что, как говорил Шаляпин, бесплатно только птички поют. И не злоупотреблять представившимися возможностями.

P. S. Уже после опубликования этой статьи в "Вестях" я получил письмо от Аркадия Чубрика, которое, думаю, будет небесполезно прочесть всем. В том числе и для того, чтобы понять, какой труд в это "пиратство" вложен.

Здравствуйте, Виктор.
Недавно от своих посетителей я узнал о статье, которую Вы написали обо мне. Хочу Вас поблагодарить за столь высокую оценку моей работы.
С Вашего позволения, я бы хотел прокомментировать некоторые вещи, а заодно и дополнить, так сказать, для полноты картины.
Мой проект был открыт 23 ноября 2002 г. по адресу http://classic.chubrik.ru. Я и правда был сильно стеснен в объеме, что сказывалось как на количестве, так и на качестве записей. Первые полгода я работал в таком режиме: на сайте для скачки было доступно далеко не все, но был полный список того, что у меня есть дома, и пользователь мог по своему желанию из этого списка что-то выбрать и сделать "заказ" по почте. Далее я закачивал эту музыку на сайт, удалив при этом что-то другое. Ценой за эту услугу была краткая информация о себе, которую пользователь должен был вписать в письмо с заказом.
Мне очень повезло с тем, что я совершенно случайно наткнулся на сайт www.manual.ru, где занимаются бесплатным содействием авторам качественных тематических сайтов. Мой труд оценили и предложили место в Сети и техническую поддержку. Я им очень благодарен - без них мой проект был бы жалок.
Я быстро распрощался с системой "заказ музыки", выложив для скачки все, что имел, повысив качество многих записей и добавив предварительное прослушивание (см. здесь полную историю развития проекта).
Теперь мне активно помогают и сами пользователи, передавая редкие записи.
Далее комментарии по Вашей статье.
ВЛ> Не все перезаписи тут одинаково качественны, о чем Аркадий честно предупреждает.
Все записи проходят тщательную проверку, так что я отвечаю за качество каждой. Я указываю на неустранимые дефекты (см. пример), а также если запись "живая", сделана с аудиокассеты и пр.
ВЛ> Естественно, что, будучи сам композитором и исполнителем, наш хозяин не забыл и себя. Слабость простительная. Как говорил еврейский мудрец: "Если я не за себя, то кто за меня?"
Тут я был очень осторожен. Все, что касается меня, всегда стоит в конце и отделено чертой. Обновление моих записей не указывается в новостях и обозначается лишь маленькой картинкой-"звездочкой".
ВЛ> Много архивных записей Сергея Рахманинова...
В разделе "Рахманинов-исполнитель" я собрал абсолютно все существующие акустические записи Рахманинова - пианиста, дирижера. Именно это я считаю своим "золотым фондом", и по статистике скачек этот раздел является бесспорным лидером.
ВЛ> А еще здесь же имеются ноты некоторых произведений. Правда, каких именно, вы из меню на основной странице не узнаете. Я же обнаружил наличие нот совершенно случайно... Господин Чубрик даже уверяет, что исправил найденные им опечатки!
Дело в том, что это первые ноты, появившиеся на моем сайте (кроме моих произведений). Теперь же я создал раздел "Ноты", где поместил их все: http://classic.manual.ru/notes. Я человек очень аккуратный (иногда даже чересчур) и не могу так просто выложить отсканированные изображения нот, как это делается в большинстве нотных архивов. Мне надо обязательно все "вылизать", чтобы ничего лишнего, чтобы все поля ровные и т. п. Поэтому раздел "Ноты" быстро развиваться не будет.
Еще один важный момент, на который Вы не обратили внимание читателей - по договоренности мой проект полностью интегрирован с нотными архивами Тараканова, Бурякова и еще несколькими. Я постоянно слежу за их обновлениями и размещаю ссылки на ноты произведений. (В качестве примера: ноты одной прелюдии можно скачать из трех разных нотных архивов).
Еще раз спасибо! Аркадий".

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak