New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



be number one


22.03.2001 - Бела Барток (к 120-летию)

Когда я был мальчиком и учился в музыкальной школе, произведения этого венгерского композитора в Советском Союзе практически не исполнялись. И увидев впервые его имя, я решил, что речь идет о женщине. Позже, как ни странно, я не раз сталкивался с людьми, думающими точно так же (впрочем, некоторые из них были убеждены также, что опера Пуччини "Тоска" названа омонимичным русским словом, а не именем главной героини, тогда как название оперы Палиашвили "Даиси" - от некоего грузинского имени, хотя это как раз грузинское слово, означающее "сумерки"). Однако с 1960-х годов Барток стал одним из привечаемых советскими культурными властями (то есть теми, что "заведовали культурой") современных композиторов. Ибо после того, как в 1958-м реабилитировали музыку Прокофьева и Шостаковича, отменив "ошибки" постановления ЦК 1948 года, но оставив в силе его "теоретическую часть", всех западных авторов поделили на "чистых" и "нечистых". В книге музыковеда Григория Шнеерсона "О музыке живой и мертвой" творчество Бартока в общем и целом признавалось вполне живым и здоровым, ибо основывалось на народных элементах, что "историческим постановлением" весьма одобрялось. Под этим флагом проходили незамеченными и весьма острые диссонансы, и формальные изыски, которые еще совсем недавно клеймились как "антинародный формализм".

Bela Bartok (1927)Ныне Бела Барток, со дня рождения которого 25 марта исполняется 120 лет, - признанный классик. Его имя называют обычно вместе еще с двумя - Стравинским и Шенбергом, справедливо полагая, что эта троица во многом определила пути музыки 20-го века. Но Барток не только замечательный композитор, автор оперы "Замок герцога Синяя Борода", балетов "Деревянный принц" и "Чудесный мандарин", Концерта для оркестра и многих других репертуарных произведений, но и фольклорист-первооткрыватель. Он не только обнаружил целый пласт древнего венгерского фольклора - до него всяческие "венгерские напевы" и "венгерские рапсодии" основывались на сравнительно поздней венгерской городской народной музыке стиля "вербункош", испытавшего мощное влияние цыганского фольклора. Он еще и показал, что там, на глубинном историческом "прауровне" напевы разных народов типологически схожи, строятся на одинаковых основах. Следовательно, идеи, адептами коих являются теоретики и исполнители так называемой "музыки мира", фестиваль которой "Слышим мир" пройдет на днях в Тель-Авиве, были пусть несколько в другой форме озвучены Бартоком много десятилетий назад. Более того, Барток создал несколько альбомов фортепианных пьес, которые позволяют осваивающим музыкальные азы детям войти в этот мир древних ладов и ритмов, воспринятых сквозь призму новейшего времени. Ныне любой юный пианист, если только его педагог не замшелый консерватор, чьи музыкальные вкусы не идут дальше "Бирюлек" Майкапара, играет детские пьесы Бартока наряду с инвенциями и маленькими прелюдиями и фугами Баха, пьесами из детских альбомв Шумана и Чайковского.

Кто же он такой, Бела Барток? Давайте заглянем на несколько сайтов, посвященных этому композитору. Для начала посетим англоязычную страничку Бартока на сервере Classical Music Pages. На ней воспроизведена биографическая справка о композиторе из знаменитого словаря The Grove Concise Dictionary of Music. Это очень авторитетное издание, его сведениям, безусловно, можно доверять. Classical Music Pages: Bela BartokЖизнеописание, краткое, но достаточно насыщенное, перемежается здесь со сведениями о сочинениях композитора. Вы узнаете о том, что собирать венгерские народные песни Барток начал в 1904 году, и тогда же был опубликован его первый сборник их обработок, а в 1905 он продолжил это дело уже вместе с Золтаном Кодаем, другим венгерским классиком минувшего столетия. "Экспедиции за песнями" повлияли и на собственное творчество Бартока, начавшего свою композиторскую карьеру с симфонической поэмы "Кошут", в которой еще сильны влияния Листа и Р. Штрауса. Но собирание и изучение фольклора в венгерских и румынских деревнях Трансильвании занимало столько времени, что Барток на некоторое время прекратил сочинять. Лишь во время Первой мировой войны, которая воспрепятствовала дальнейшим поездкам, Барток возвращается к созданию собственной музыки. Некоторые моменты в этой словарной статье кажутся мне несколько странными. Например, о том, что Барток в 1936 году практически покинул хортистскую Венгрию из-за разногласий с режимом, сказано как бы между прочим, хотя для Бартока расставание с родиной, как выяснилось впоследствии - навсегда, было очень болезненным событием в жизни. Все мы не очень-то доверяем рассказам о ностальгии, но встречаются натуры, для которых это отнюдь не абстрактное понятие. Таким был Барток. Перебравшись в 1940 году из охваченной войной Европы в США, он явно чувствовал себя не в своей тарелке, хотя концертировал, получил грант для издания собранных им песен сербов и хорватов, был избран почетным доктором Колумбийского университета, где читал лекции в качестве приглашенного профессора... Возможно, на настроении сказывалось ухудшение здоровья, но не исключено, что организм был ослаблен неизбывной тоской, что и привело к заболеванию лейкемией...

На той же странице есть пять ссылок. Одна из них - "Камерная музыка" - пока не работает, зато четыре действуют. Правда, не ожидайте особых подробностей. Например, по ссылке "Концерты" вы найдете список всех бартоковских сочинений в этом жанре, включая и Концерт для альта с оркестром, завершенный по наброскам композитора его учеником уже после смерти Бартока в 1945 году. Но только названия двух скрипичных концертов являются новыми ссылками, по каждой из которых вы обнаружите сведения об оркестровом составе и о темповых обозначениях частей, которые обычно служат им своего рода названиями. Точно такое же положение на страничке "Список работ". Это именно чисто текстовый список, рассортированный по опусам и по годам, потому что многим своим произведениям Барток не присвоил опусного номера.

Recording Contrasts with Joseph Szigeti and Benny Goodman (April 1940)Страничка Picture Gallery содержит несколько фотографий, весьма ценных с исторической точки зрения. Например, на одной из них композитор за роялем музицирует с выдающимся венгерским скрипачом Йожефом Сигети и блестящим американским джазовым кларнетистом Бенни Гудменом (1940 год). Есть тут и фотография запечатлевшая, как Барток расшифровывает сделанные им записи народных песен. Страничка "Библиография" весьма короткая - всего два названия. Поэтому если вас действительно интересуют список трудов, посвященных Бартоку, лучше посетить страницу Bartok: Annotated Bibliography. Здесь приведены сведения о книгах, изданных к 1996 году, причем каждое название действительно сопровождает довольно обстоятельная аннотация.

Дополнительные биографические сведения о Бартоке можно найти на странице Bela Bartok (1881-1945) by Evan Denton. Жизнеописание, приведенное здесь, весьма краткое, но в нем есть кое-какие подробности, отсутствующие в словарной статье Гроува. Например, выясняется, что селение Надьсентмиклош, где родился Барток, ныне находится на территории Румынии (его название сейчас Синниколау Маре). А если добавить, что после смерти отца Белы семья Бартоков переехала в Братиславу, то становится понятно, что композитор не случайно впоследствии интересовался фольклором всех народов, населявших Австро-Венгрию, а не только родными ему венгерскими напевами.

Еще одна биографическая статья на английском языке расположена на сайте "Бела Барток". Пожалуй, она наиболее подробна. Здесь сказано, например, о фольклористской экспедиции Бартока в 1913 году по Северной Африке (так что мое упоминание "музыки мира" ничуть не преувеличение!), о его работе вместе с Кодаем и Донаньи в музыкальном директорате недолго просуществовавшей в 1919 году Венгерской Демократической Республики, о его гастрольной поездке в Советский Союз в 1929 году, до Великого Перелома, в результате которого не только кулачество, но и музыка Бартока были ликвидированы в СССР как класс. Есть тут и много других весьма важных и интересных подробностей. И обязательно обратите внимание на ссылку Timeline. Это для любителей хронологии - жизнь и творчество Бартока расписаны тут по годам.

Следующий сайт, который мы посетим, называется Bela Bartok: his life, times, and music. Он еще пока, насколько я могу судить, не доделан. Во всяком случае, обещанное "Кольцо сайтов о Бартоке" (Bela Bartok Ring Links), расположенное внизу страницы, не работает. Выше расположены кнопки The Early Years и The Transitional Years, за которыми находится, пожалуй, наиболее подробная в Интернете повесть о жизни венгерского композитора, но... доведенная только до 1914 года. Продолжение следует?

Посетить мемориальный музей Бартока в Будапеште можно на странице Bartok Bela Memorial House Budapest. Тут написано, что в этом доме Барток жил и работал с 1932 по 1940 год, хотя фактически он покинул Венгрию раньше, наезжая сюда лишь изредка. Bartok Bela Memorial House BudapestВверху на странице нас встречает одно из высказываний композитора: "Я хотел бы служить только одной цели: благу Венгрии и ее народа". Нам, привыкшим видеть подобные лозунги на кумачовых транспарантах, трудно отнестись к этому серьезно, но для Бартока это не были дежурные слова, так он мыслил, так он и жил.

Ниже расположены ссылки, позволяющие осмотреть некоторые помещения этого дома: прихожую, кабинет, концертный зал (раньше принадлежавший соседней церкви), амфитеатр под открытым небом, расположенный рядом, а также статую Бартока. Под ссылкой "Выставка" рассказывается об экспозиции, посвященной бартоковским фольклорным экспедициям, и дана фотография, где композитор запечатлен среди крестьян. А ссылка "Музыкальный магазин" рассказывает не только о магазине при музее, где можно купить книги и пластинки, но и о размещенных тут минералогической, нумизматической, энтомологической и ботанической коллекциях, собранных Бартоком! Одно плохо - все картинки маленькие и увеличению не подлежат.

Ну а специалистам-музыкантам, которым интересны теоретические изыскания, посвященные музыке Бартока, я от души рекомендую заглянуть на страницу сайта Solomon's Music Theory, посвященную бартоковской "Музыке для струнных, ударных и челесты". Тут подробно, с красивыми схемами и нотными примерами, рассматриваются вопросы симметрии в темо- и формообразовании, с использованием правила "золотого сечения", чисел Фибоначчи и прочих премудростей. Всем несведущим, но любящим порядок и гармонию, рекомендую просто посмотреть, не читая.

На странице Kins Collins' Web Site вы найдете множество сносок на сайты, посвященные Бартоку (основные из них мы уже посетили), а также звуковые файлы. Правда, музыку Бартока лучше всего слушать в концертном зале, или, в крайнем случае, на компакт-дисках. Список многих из них смотрите на этом сайте. Тут же есть довольно подробные сведения о Концерте для оркестра. Надеюсь, теперь никто из читателей не скажет, что имя Бартока ему ничего не говорит!

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2002 Victor Licht & Assia Scherbak