New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



06.05.2004 - Антонин Дворжак

1 мая исполнилось 100 лет со дня смерти этого чешского композитора. Не припомню, чтобы ЮНЕСКО объявило нынешний, 2004-й, «годом Дворжака». Правда, я не очень тщательно слежу за официальными сообщениями такого рода. Но когда в 2001-м отмечалось 100-лети со дня смерти Верди, то о «годе Верди» не услышать было нельзя, о нем сообщали везде и всюду. А ведь Дворжак тоже автор 11 опер (некоторые источники называют цифру 10). Но по разным причинам, рассуждать о которых тут не место и не время, за пределами Чехии, где они, наряду с операми Сметаны, составляют основу репертуара, ставится только «Русалка», да в Советском Союзе изредка появлялась на сценах еще «Черт и Кача». Так что Дворжак в этой области Верди, да и, скажем, Чайковскому не соперник. Но вот многие его симфонические произведения вполне востребованы и звучат в странах с европейской музыкальной ориентацией постоянно. Да, недаром Чайковский в свое время объяснял, что популярность опер не сравнима с популярностью симфонической музыки (он еще не знал рок- и поп-музыки!)...

Однако Дворжак входит в число тех немногих академических авторов, чьи произведения шагнули с концертной эстрады в быт. Того же Верди массы знают не по хорам из «Набукко» и «Аиды», не по изумительному квартету из финала «Риголетто», и уж тем более не по музыке гениальных «Отелло» и «Фальстафа», а по маршу из той же «Аиды» и песенке Герцога из того же «Риголетто». А Чайковского - по «Танцу маленьких лебедей», Шопена - по похоронному маршу (и не всякий вспомнит, что это часть его 2-й фортепианной сонаты), Мендельсона - по маршу свадебному, Баха - по «Шутке» (владелец мобильного телефона, вместо звонка воспроизводящего мелодию этой самой «Шутки», возможно, даже не подозревает, что ежедневно слышит финал си-минорной оркестровой сюиты Баха). Дворжак же широко известен благодаря своим «Славянским танцам», особенно ми-минорному. Из мобильников он, правда, не звучит, они ведь настроены на короткие, не выпевающиеся звуки. Но зато его ежедневно можно там и сям услышать по радио, по телевидению, в ресторане и т. д., в самых разных аранжировках. Создать такой шлягер на все времена - на это надобен особый талант, которым обладали далеко не все даже выдающиеся композиторы.

Регулярные же посетители симфонических концертов знают, что практически ни один сезон не обходится без 9-й симфонии Дворжака, носящей подзаголовок «Из Нового Света» (чешский мастер тут, оставаясь всецело национальным композитором, сумел сплавить с чешскими интонациями мотивы фольклора американских индейцев и чернокожих), без его 2-го виолончельного концерта, без Серенады для струнных. Посетители же более элитарных камерных вечеров наверняка слышали его струнные терцеты, или «Американский» квартет (он, как и 9-я симфония создан во время работы композитора в США), а также другие работы в этом жанре. Часто исполняются и фортепианные трио композитора, особенно то и них, которое носит поэтическое название "Думки". В последнее время все чаще появляется на концертной эстраде "Стабат матер" для солистов хора и оркестра, а Реквием Дворжака хотя и уступает по популярности моцартовскому и вердиевскому, но, пожалуй, не менее впечатляющ.

Так что с какой стороны ни глянь, Дворжак - великий композитор. Вот я и решил, что будет небесполезно посмотреть, что нам рассказывают о нем в Интернете.

Отдавая дань языку, на котором пишутся эти заметки, поглядим сначала, что предлагает нам русскоязычная Сеть. Адресов, где упоминается имя Дворжака, вы найдете очень много. Русскоязычный Google дает свыше 6 тысяч ссылок на эту фамилию. И представьте себе, хотя тут и фигурирует, например, ресторан «Дворжак», чаще всего речь идет именно об этом композиторе. Но, как правило, перед нами лишь упоминания его имени в связи с какими-то концертами или звуковые файлы, среди которых, разумеется, лидируют записи «Славянских танцев».

При желании вы можете проделать этот эксперимент сами, я же сегодня скажу только о двух русскоязычных страницах. Одну из них я нашел на сайте «Люди.ру», о котором писал когда-то («17.01.2002 - Люди.ру и не ру»), по этому адресу. Тут дана краткая биографическая справка, содержащая, тем не менее, все основные сведения о жизни и творчестве композитора. Точности ради отмечу, что она взята с сайта Владимира Грудина «Маэстозо». О нем я тоже уже упоминал в своих «Прогулках» в связи с Берлиозом («24.07.2002 - Гектор Берлиоз»), но не грех и повторить, что здесь можно найти то, «что любитель классики ищет в Интернете, как-то: музыку, ноты, биографии композиторов, темы для рабочего стола музыканта, а также юмор». Полюбопытствуйте.

Столь же кратка биографическая заметка, которая содержится на этой странице. К тому же она заимствована из изданного в Москве "Музыкального энциклопедического словаря". Но, во-первых, тут можно найти сведения, дополняющие те, что получены на предыдущей странице, а во-вторых, что, пожалуй, важнее, тут имеется едва ли не исчерпывающий список сочинений Дворжака, расположенных по жанрам. Если вы захотите посмотреть, какие еще композиторы представлены на сайте, где мы сейчас находимся, то пролистните страницу до конца - список, причем довольно внушительный, перед вами. А находимся мы на сайте «Старатель», который заслуживает отдельного разговора, поэтому, надеюсь, мы к нему однажды вернемся.

Теперь посмотрим, что нам предлагает Интернет англоязычный.

Здесь Google выводит более 1 миллиона ссылок! Но, правда, многие из них к композитору Дворжаку не имеют никакого отношения или имеют лишь самое косвенное. Тут и некая клавиатура "Дворжак", и многочисленные рестораны с таким именем, да и множество людей, носящих ту же фамилию, ведь она у чехов достаточно распространена. Из всего, что все-таки непосредственно относится к нашему сегодняшнему герою, я выбрал три сайта.

На одном из них тоже предлагают полный список сочинений Дворжака. Он так и называется: "Антонин Дворжак. Все сочинения". И является частью сети сайтов "Musica Bona", посвященных чешской музыке.

Здесь тоже имеется сравнительно небольшая биографическая справка, иллюстрированная тремя фотопортретами композитора, один из которых изображает его в мантии и шапочке доктора honoris causa Кембриджского университета. Правда, фотографии все маленькие.

А что нового, по сравнению со "Старателем" может дать нам здешний список сочинений? Во-первых, тут имеется полный список работ на английском языке, отсортированный в порядке английского алфавита. Причем каждое название в списке снабжено еще и наименованием опуса на языке оригинала. Во-вторых, имеется и список работ собственно на чешском языке, отсортированный уже по чешскому алфавиту. Далее в меню, расположенном на экране слева, идет пункт "Сочинения по номерам опусов". Потом - "Список сочинений в хронологическом порядке".

Но и это еще не все. Ниже все работы Дворжака сортируются по жанрам: симфонии, произведения для солирующих инструментов с оркестром, другие оркестровые сочинения, произведения для камерного оркестра, ну и так далее. При каждом произведении указано, когда оно написано, когда и где впервые исполнено. А также имеется ссылка на страницы с существующими на данный момент компакт-дисками с записями данной работы и ее нотных изданий. Причем все это можно купить, воспользовавшись услугами "Musica Bona". Неплохой ресурс, не правда ли?

Следующая страничка, куда мы сегодня заглянем, является частью тоже когда-то упомянутого мною сайта "Classical Music Pages" ("Страницы классической музыки") . Биографический очерк тут короче, из сочинений представлены только симфонии . Но зато есть возможность скачать себе на диск их записи в формате МР3 или послушать он-лайн. Вдобавок по каждой симфонии приведен список оркестровых голосов. Но это уже для специалистов и особо продвинутых музыкальных гурманов.

Вас, возможно, заинтересует (тут, в списке симфоний, это видно особенно наглядно), почему 5-я симфония обозначена опусом 76-м, а 6-я и 7-я - опусами 60 и 70 соответственно. Возможно, вы также слышали или читали где-нибудь, что когда-то 9-я симфония фигурировала в программах под номером 5. Дело в том, что сам композитор очень критично относился к себе самому и долго "не признавал" своих ранних работ в этом жанре и не спешил их издавать. А 1-я симфония, "Колокола Злоницы", не имеющая опусного номера, вообще была утеряна, и ее партитура нашлась уже после смерти автора. Симфонию впервые исполнили в Брно в 1936 году.

На этом же сайте, в разделе Picture Gallery, имеются четыре фотопортрета композитора, в том числе и фотография, сделанная в примерно в 1903 году, то есть уже в том веке, в котором и нам с вами довелось жить, пусть в конце, а не в начале.

Есть на сайте и раздел "Библиография", но не обольщайтесь: тут всего лишь упомянуты два труда чешских музыковедов, изданные на немецком.

И наконец еще один сайт, посвященный Дворжаку, хотя и называется "Дворжак. Его жизнь, его музыка", но имеет явно американский акцент. Тут даже подзаголовок есть: "Дворжак и американский опыт". Самое интересное здесь - страница "The Spillville Summer - 1893", открывающаяся стихотворением Ричарда Гилгейтона "Дворжак в Айове". А далее начинается прозаическое, но иллюстрированное описание пребывания Дворжака в Америке, куда он был приглашен в качестве директора и профессора консерватории в Нью-Йорке.

Впрочем, стоит поинтересоваться и здешней страницей His Music ("Его музыка"). Потому что тут не просто дан полный список сочинений композитора, согласно фундаментальному и авторитетному каталогу Бургхаузера. Некоторые названия снабжены примечаниями, рассказывающими о том, как сочинения возникли и какова была их судьба.

На странице Recordings есть сведения только о записях симфоний Дворжака. Еще здесь приведена аналитическая статья Питера Гутмана "Симфония "Из Нового Света", посвященная самому знаменитому из американских творений чешского гения, а также краткому обзору наиболее известных его записей.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak